Летом 2017 году «Амур» одним из первых в КХЛ перешел на канадскую площадку вместе с «Адмиралом» и «Медвешчаком». Хабаровский клуб был пионером в лиге, который смог трансформировать ледовую площадку: в других дворцах «канадский» вариант устанавливался вместе со сдачей объекта. Главный аргумент перехода – повышение зрительского интереса.
"Переход на "канадскую" площадку произведен исключительно в интересах болельщиков, По своему опыту знаю, что на коробке таких габаритов игра более динамичная, агрессивная, а значит, и более зрелищная. На маленькой площадке некуда спрятаться, нужно гораздо быстрее принимать решения, постоянно возникают голевые моменты. Уверен, что зрителям эти изменения понравятся" – комментировал Александр Могильный новшество порталу "Р-Спорт".
Тогда повсеместный переход лиги на уменьшенные площадки не казался реальностью. Но прошло три года, и с сезона 2019-2020 г.г проведение чемпионатов мира по хоккею запланировано на канадских площадках, а больше половины команд КХЛ будут принимать гостей на уменьшенных коробках, шесть из которых канадского формата.
Портал sports.ru попытался объяснить, почему канадский вариант оптимальный для мирового хоккея.
Вы наверняка слышали важную новость – начиная с 2020 года, чемпионаты мира по хоккею будут проводится на канадских площадках. Тренды на компактность ИИХФ поддержали и в КХЛ: минимум 14 клубов («Авангард», минское «Динамо» и «Автомобилист» еще думают) в следующем сезоне будут играть домашние матчи на уменьшенной коробке. В нашей стране на это отреагировали по-разному: Вячеслав Быков считает, что это развяжет руки атакующим командам и уберет возню в средней зоне, а заслуженный ветеран Виталий Давыдов, напротив, уверен, что маленькие площадки созданы исключительно для «дуборезов».
Мы решили доступно объяснить вам, как четыре метра разницы влияют на хоккей.
Первое правило, которое нужно запомнить – площадка не делает игру. Все зависит исключительно от класса выступающих хоккеистов. Элитные игроки одинаково эффективны на коробках любого размера. Самые простые примеры – Артемий Панарин, Евгений Дадонов, да и в принципе любая наша или европейская звезда, которая рвет НХЛ. Да и сборная Канады, взявшая золото в Сочи, не страдала боязнью большого льда – класс ее игроков было видно из космоса.
Поэтому, когда вам скажут, что Овечкин плохо играет на чемпионатах мира из-за «европейской» коробки, можете смело рассмеяться – это не так. В чем тогда дело? Все просто – размер площадки влияет на тактические построения команды и стиль игры: тактические приемы, которые работают на широкой коробке, оказываются неэффективными на «канадках», и наоборот.
Европейская площадка
Размер: 60х30 метров
Другое название – аэродром. Классическая площадка, которая встречается в большинстве европейских лиг и которая все еще существует в КХЛ. Самая широкая версия ледового поля – ее считают наиболее удобной для нападающих.
В этом есть определенная доля правды: защитникам сложнее перекрывать всю ширину средней и защитной зон, что создает больше возможностей для атакующей команды. Плюс несколько проще растягивать соперника в большинстве – можно встать шире, раскидать по зоне «конверт» и раскатывать шайбу, пока партнера не выведут на пустые ворота.
Реальность несколько суровее: большая площадка всячески поощряет пассивную и примитивную игру и не располагает к ведению силовой борьбы. Простой и понятный пример – самые страшные версии оборонительного хоккея Билялетдинова и сборная Финляндии-2019 побеждали именно на таком пространстве.
30 метров в ширину делают углы коробки зоной безопасности: переведи туда шайбу – и ворота будут вне угрозы. Нет и особого стимула к высокому прессингу – прессингующих проще проходить через пас, а значит команда предпочтет откат в среднюю зону, что превращает матч в унылую возню. Говорят, что игроки на таких площадках могут лучше играть в пас, но это еще одно заблуждение.
Контроль шайбы в первую очередь зависит от исполнителей, а не от размера свободных зон. Условный СКА или «Авангард» одинаково хорошо действуют как на «европейской», так и на «канадской» площадках. Равно как и «кружевной» хоккей сборной СССР был больше связан не с размером площадки, а со старыми правилами хоккея, классом игроков и моделью игры.
Финская площадка
Размер: 60х28 метров
Промежуточное решение – средний размер между НХЛ и Европой. Финны выбрали его, поскольку хотели сделать игру чуть динамичнее, сохранив при этом безопасность игроков. Минус два метра – и уже проще прессинговать и напрягать голкипера набросами даже из углов. Несколько иначе работает и вброс в зону – он достигается за счет более жесткой дуги закругления бортов.
Финские коробки – хороший компромисс для тех, кто очень боится потерять «комбинационную игру».
Канадская площадка
Размер: 60х26 метров
Единственный настоящий и легитимный размер хоккейной площадки. Именно с таких размеров стартовали в Канаде, когда игра перешла с прудов и озер на стадионы – таких размеров был каток «Виктория» в Монреале, на котором провели первый официальный матч.
Что дает маленькая площадка? Прежде всего, динамичность и право на ошибку. Динамичность достигается за счет уменьшенных размеров средней зоны и меньшей ширины – удобно прессинговать, сопернику сложнее останавливать атакующую команду в средней, а в обороне не отсидишься – обязательно накажут шальным выстрелом от синей или даже из угла. И можно не переживать, если провалился позиционно – если умеешь кататься, то обязательно достанешь соперника (только если это не Макдэвид).
Совсем по-другому работает вброс: шайба по закруглению летит еще жестче, чем на финской коробке. За счет чего возникает эта разница? Радиус закруглений одинаковый, а вот длина дуги – разная. Плюс рикошеты от бортов – на европейской площадке вратарю ничего не угрожает, если шайба отлетела к боковому бортику, а на «канадском» льду бросок от борта может оказаться голевым.
Другой важные нюанс – расстояние от лицевого борта до линии ворот. В НХЛ оно меньше, поэтому вратарю и игрокам атаки не слишком комфортно за воротами – приходится действовать быстрее. Стоит помнить и про высоту бортов: за океаном они чуть ниже – больше шансов отправить оппонента на лавку эффектным силовым.
Существует миф, что игра на таких площадках более простая – не верьте. Упрощать игру приходится тем, кто не успевает быстро принимать решения: места меньше, шансов пропустить силовой больше, поэтому если голова не успевает просчитывать ходы – лучше действовать проще. Самый яркий пример – Вадим Шипачев, которому от великого до ссылки в фарм – четыре метра ширины ледового поля.
Еще один миф про комбинации – говорят, что в Европе играют красивее. В это сложно поверить, если смотреть матчи из Европы и КХЛ целиком – процент осмысленных позиционных атак там вряд ли превышает аналогичный показатель в НХЛ. Пример из жизни: попробуйте играть с друзьями на общественном катке – просто с разными размерами игрового поля. Чем меньше участок льда – тем быстрее нужно думать, чтобы искать продолжение варианта атаки, к тому же приходится много обыгрывать индивидуально, что тоже повышает градус борьбы.
Совокупность этих факторов делает «канадские» площадки самыми оптимальными для игры в хоккей – помимо исторической идентичности, такой размер льда дает игре максимальную динамичность, которая привлекает зрителей и позволяет игрокам действовать в эффектной манере. Канадская площадка совсем не приветствует пассивный стиль игры – нет, он возможен, но выглядит совсем дико, хотя на европейском льду смотрится как родной.
Поэтому становится ясно, почему ИИХФ собирается прийти к канадским коробкам. Чемпионаты мира поражают своей унылостью даже в топовых матчах – с этим срочно нужно что-то делать.
Понятно и желание КХЛ – в новый сезон лига идет с новой разметкой, а СКА объявил, что переходит на канадскую площадку. Но проблема унификации ледовых полей сохраняется – звучит дико, но в новом сезоне в КХЛ снова будут представлены все три вида площадок. Хочется верить, что ненадолго.
Источник: sports.ru
8 Июля 2019
9 Августа 2019
12 Июля 2019
11 Июля 2019